Как выстроить работу коммуникационных дизайнеров

Привет, меня зовут Артём Кожевников. Я — ведущий дизайнер инхаус-студии «Help!» в МТС.

За годы работы в сфере дизайна я сформулировал простой алгоритм дизайн-процесса. Часть полезных рекомендаций вынес из Бюро Горбунова, часть — когда сотрудничал со студией «Бета». Именно опыт работы в студии помог мне структурировать и детализировать алгоритм.

Этот алгоритм помогает нашей команде быстро и без переделок создавать коммуникационный дизайн любой сложности. Например, всего за два дня я собрал и запустил лендинг для артиста Feduk, при этом оперативно прошёл длинную цепочку согласований и не получил ни одной правки.

В статье — о том, почему мы сначала создали студию коммуникационного дизайна и только потом стали работать по алгоритму, а также разбор алгоритма дизайн-процесса, шаблоны и примеры из моей практики, которые можно брать и использовать.

 

Зачем нужна отдельная студия коммуникационного дизайна

До 2022 года созданием цифровых продуктов и их продвижением в компании МТС занимались продуктовые дизайнеры и подрядчики на аутсорсе.

Казалось, что такой подход правильный: продуктовые дизайнеры отлично знают свои продукты, а значит, смогут их и пропиарить. Специалисты на аутсорсе будут подхватывать задачи и экономить время. Все в плюсе.

Но на деле всё оказалось сложнее:

  • Продуктовые дизайнеры выгорали. Придумать, как упростить навигацию в интерфейсе — задача продуктового дизайнера; рассказать о новинках так, чтобы вызвать желание подключить новую функцию или услугу — коммуникационного. Совмещать обе роли сложно: нужно быстро переключаться между проектами, менять подход к работе, использовать разные инструменты. Продуктовым дизайнерам приходилось разрываться: не получалось глубоко погрузиться в проект, это приводило к частым переделкам и выгоранию.
  • Дизайнеры на аутсорсе постоянно менялись. Из-за этого нам нужно было каждый раз по новой вводить дизайнеров в задачи, знакомить с гайдлайнами МТС. Это отнимало слишком много времени, хотя должно было его экономить.
  • Каждый делал дизайн по-своему. Процессы не были выстроены: продуктовые команды ставили подрядчикам задачи так, как умели, а результаты работы принимали, опираясь на собственный вкус. По этой причине дизайн на внешних площадках был неконсистентный, что никак не помогало повышать узнаваемость бренда.

Чтобы исправить ситуацию, мы решили собрать команду, которая занималась бы только коммуникационным дизайном: разработкой спецпроектов (лендингов, баннеров, креативов) .

В МТС много цифровых продуктов и услуг, которые нуждаются в постоянном продвижении. Нагрузка большая, поэтому была необходимость в такой команде. В середине 2022 года появилась инхаус-студия коммуникационного дизайна «Help!».

Сейчас в студии работает пять человек: арт-директор, два CGI-специалиста и два ведущих дизайнера, один из них я. В будущем мы планируем расширяться, а пока сфокусировались на выстраивании процессов.

 

Зачем нужен алгоритм дизайн-процесса

Алгоритм дизайн-процесса — это пошаговый план работы над проектом, который помогает быстро и с минимальным количеством правок пройти этапы от понимания задачи до готового дизайна.

Мы планировали проводить по нему даже небольшие проекты. Так как благодаря алгоритму можно сделать рабочий процесс прозрачнее как для заказчиков, так и для дизайнеров.

Пример из практики. В нашу студию обратился заказчик с горящим проектом. Нужно было всего за два дня создать лендинг: рассказать на странице про свежий альбом певца Feduk и предложить послушать его в сервисе МТС Music. Сложность заключалась не только в сроках, но и в большой цепочке согласований — с артистом, продакшеном, командой музыки, маркетингом, арт-директором студии. Обычно на все этапы нужно закладывать примерно неделю. Я взял задачу на себя: действовал строго по алгоритму, в результате уложился в срок и без единой правки.

Вот лендинг целиком.

Пример главного экрана лендинга

Как создать коммуникационный дизайн: разбираем алгоритм

Алгоритм состоит из пяти этапов: понимание задачи, поиск мудбордов и референсов, разработка прототипов или скетчей, создание дизайна, презентация работы.

В рамках работы по алгоритму у нас три встречи с заказчиком: установочная, сбор данных по проекту и демонстрация результата. При этом важно согласовывать с клиентом каждый этап работы, чтобы не возвращаться и не переделывать.

Если проект не срочный, следуя алгоритму за неделю можно создать коммуникационный дизайн любой сложности.

Этап 1. Понимание задачи

Важно собрать всю первичную информацию о продукте, аудитории, сроках, структуре, стратегии, задачах и целях проекта. Последний пункт важно детально проработать. Так как цели определяют то, как проект будет связан с бизнесом. Также стоит попросить у клиента контент для рекламных материалов.

Затем необходимо проанализировать собранную информацию, выписать ключевые моменты и согласовать каждый тезис с клиентом. На выходе получится документ — техническое задание или, как его называют в Бюро Горбунова, «Понимание задачи». Внутри — детально описанная задача.

Документ важно согласовать с заказчиком — можно подписать или устно закрепить все договорённости. Так вы будете уверены, что поняли друг друга, зафиксируете ожидания от работы, определите первичное видение продукта, а иногда сможете утвердить какую-то часть дизайна.

Чем поможет арт-директор. Подскажет, какие моменты упустили в понимании задачи, а также поможет согласовать документ с заказчиком.

Шаблон документа «Понимание задачи»

Этап 2. Поиск мудбордов и референсов

На этом этапе нужно найти мудборды (общее настроение проекта) и референсы, которые помогут определить механики и ключевые возможности на странице.

Важно собрать как можно больше примеров, смешать между собой приёмы из собранных референсов: нарезать несколько вариантов, составить из них коллаж на одном артборде. Так можно проверить разные решения и выбрать самые удачные.

Примерно так может выглядеть результат второго этапа

Если остановиться на каком-то одном решении, есть риск «отрезать» другие ходы. Нужно думать немного наперёд. Простой пример: вы выбрали шрифт, но когда начали делать дизайн, поняли, что шрифт не подходит. Что делать в такой ситуации — возвращаться на несколько шагов назад и снова тратить время на поиск.

Чем больше вариантов, тем выше вероятность подобрать несколько удачных решений.

Чем поможет арт-директор. Объективно оценит этот этап: подскажет, что из референсов ближе к теме и идее проекта, а от чего лучше отказаться.

Этап 3. Разработка прототипов или скетчей

Этот этап предполагает много творчества. Когда я учился в художественной школе, мой преподаватель Иван Смирнов называл его «ни к чему не обязывающие скетчи». Я до сих пор считаю, что это лучшее определение.

Работа со скетчами на третьем этапе

Хотя знаю, что многих дизайнеров пугает такой простор для творчества. Скорее всего потому что они относятся к нему чересчур серьёзно. Обычно они подробно прорабатывают скетчи: описывают, где будет текст, меню, что происходит на заднем фоне. Но гораздо важнее потратить время на разработку разных вариантов, а детали оставить на потом.

Только так получится придумать нетривиальную идею.

Чем поможет арт-директор. Сориентирует, какой вариант лучший и как можно докрутить идею.

Этап 4. Создание дизайна

Только на этом этапе скетч начинает обрастать деталями: можно показать анимации и микроанимации, взаимодействия, вариативность, иллюстрации, видео, уточнить типографику, формы, отношения масс, контрастность в композиции и т.д.

При этом не нужно вычищать макет в слоях, ровнять пиксели, или избавляться от дробных значений в размерах, даже сетка может быть условной.

Варианты того, как можно обыграть идею, никакого готового дизайна. Это и есть задача четвёртого этапа.

Также необходимо подготовить разные форматы: веб-версию, мобильную, под планшет.

Чем поможет арт-директор. Посоветует, на каких страницах стоит презентовать дизайн заказчику.

Этап 5. Презентация работы

Чтобы заказчик принял проект без правок или с минимальным количеством, важно не просто показать дизайн, а объяснить, как он решает конкретную задачу.

Для этого обязательно подготовьте информацию о том, как сейчас обстоят дела на рынке: кто целевая аудитория, какую задачу решает ваш дизайн, какие принципы заложили и что получилось в итоге. На этом этапе полезно открыть документ «Понимание задачи» и ещё раз свериться, насколько получилось реализовать задуманное.

Презентовать заказчику своё решение важно без картинок. Идея должна быть понятна из образов, метафор и графиков. И только после этого можно показать макеты.

Слева — слайды, на которых описана концепция проекта. Так заказчику будет понятно выбранное решение. Справа — макет.

После согласования макетов можно проработать дизайн оставшихся страниц. Обычно они типовые, но важно каждую провести по алгоритму: всегда остаётся вероятность, что решения на таких страницах повлияют на весь дизайн. Начать можно с третьего этапа — с разработки прототипов и скетчей. Так вы сможете дополнительно проверить свои решения и при необходимости вовремя внести корректировки.

Чем поможет арт-директор. Подскажет, как презентовать идею заказчику. Это особенно полезно в случаях, когда было мало времени на подготовку.

Такой подход к работе приносит хорошие результаты. Использование алгоритма помогает сориентироваться в задаче и выбрать следующий шаг, избавляет от неопределенности в проекте, тем самым сокращает количество переделок и делает результат более предсказуемым и прозрачным для всех участников процесса.

 

→ Работа в МТС

Приходите к нам в МТС развивать продукты компании. Нас более 250 дизайнеров в комьюнити, а открытых вакансий — около 30. Выбирайте направление и смело отправляйте своё портфолио.

Если вы не в поиске, то следите за нами в Телеграме и на Беханс.

 

Сохранить статью в закладки